Форумы:
Ну вот, собственно. Летняя Школа закончилась, да здравствует Летьняя Школа. Как обычно, небольшой рассказ о том, что там было.
Учителя и стили
KEISUKE ZENYŌJI, Япония – репертуар Kinpū-ryū Nezasa-ha и Kinko-ryū sankyoku
KAORU KAKIZAKAI, Япония – honkyoku стиля Kokusai Shakuhachi Kenshukan (KSK), наследие Yokoyama Katsuya
GUNNAR JINMEI LINDER, Швеция – Chikumeisha Kinko-ryu honkyoku
KIKU DAY, Дания – Zensabo honkyoku, min’yo, класс сякухати и медитация
JIM FRANKLIN, Германия – Chikuho-ryu honkyoku, сякухати в электронной обработке
VÉRONIQUE PIRON, Франция – shinkyoku и min’yo
JEAN-FRANÇOIS SUIZAN LAGROST, Франция – Tozan-ryu honkyoku
MICHAEL SOUMEI COXALL, Великобритания – Chikumeisha Kinko-ryū sankyoku
DAVID HUGHES, Великобритания – min’yō
MIEKO MIYAZAKI, Франция и KEIKO KITAMURA, Великобритания – партии кото и сямисена, вокал для sankyoku и других стилей
JOSÉ SEIZAN VARGAS, Испания – семинары по изготовлению и ремонту джинаши сякухати
VIKA KLEIMAN, Испания – класс телесных практик в приложении к сякухати
RAMON HUMET, Испания – современная композиция для сякухати, класс введения в сякухати
HORACIO CURTI, Испания – класс ежедневных практик
Стили и пьесы
CHIKUHO HONKYOKU ELEMENTARY: Takiochi
KINKO HONKYOKU INTERMEDIATE: Sayama Sugagaki keiko
KINKO HONKYOKU ADVANCED: Ginryū Kokū keiko, Ginryū Kokū renkan keiko
KSK HONKYOKU ELEMENTARY: Tamuke, Sanya (3 Valleys)
KSK HONKYOKU INTERMEDIATE/ADVANCED: Sokkan, Reibo
NEZASA-HA ELEMENTARY: Shirabe
NEZASA-HA INTERMEDIATE/ADVANCED: Sanya Seiran
TOZAN ELEMENTARY/INTERMEDIATE: Haru Kaze
TOZAN INTERMEDIATE/ADVANCED: Asa Kaze
ZENSABO ELEMENTARY / INTERMEDIATE: Hifumi-chō Hachigaeshi
SANKYOKU ELEMENTARY: Kurokami, Tsuru no Koe, Shin Takasago
SANKYOKU INTERMEDIATE: Keshi no Hana
SANKYOKU ADVANCED: Sasa no Tsuyu
MIN’YO SESSION 1: Aneko Mo Sa, Hōhai Bushi, Miyagi Nagamochi Uta
MIN’YO SESSION 2: Akita Obako, Itsuki no Komoriuta, Nambu Ushioi Uta
MEDITATION & SHAKUHACHI: Shingetsu, So-Shingetsu
КОНЦЕРТЫ
1) 28.07.2016 – OPEN MIC
Выступления участников, любые пьесы, которыми они хотят поделиться.
2) 29.07.2016 – MASTERS OF JAPANESE MUSIC IN THE CLOISTERS
Концерт учителей в монастыре, Monastery of Pedralbes.
3) 30.07.2016 – SHAKUHACHI NEW VOICES
Концерт «Новые голоса». Выступающие были предварительно отобраны по присланным аудиозаписям. Тут мне больше всего понравились выступления Маркуса Гюэ (Markus Guhe)с пьесой Koden Sugomori (KSK Honkyoku) и Нины Хаарер (Nina Haarer) с пьесой Rokudan в сопровождении кото (переложение для стиля Chkuho).
4) 31.07.2016 – FAREWELL CONCERT
Заключительный концерт учеников, исполнение пьес, которые изучали во время Школы.
В этот раз в программе Школы была возможность взять один получасовой индивидуальный урок с учителем. Я попросила, конечно же, урок с Kaoru Kakizakai, разбирали Tamuke, очень полезно.
Из остальных курсов я взяла:
- уроки Keisuke Zenyoji, пьеса Shirabe. Это стиль Nezasa-ha, во время урока сенсей часто ссылался и проводил сравнение с Kinko, я не поняла, почему – он говорил по-японски, на английский переводила девочка-японка, и у меня впечатление, что перевод был не всегда полный и корректный. Ну или это я тормоз, что также вполне себе возможно.
- все уроки Kaoru Kakizakai. Тут без вариантов. KSK Honkyoku – наше всё. Пьеса Tamuke идет у сенсея как элементарный уровень. На уровне intermediate / advanced разбирали Sokkan и Reibo, новая для меня длинная сложная пьеса.
- урок Kiku Day (пьеса Hifumi-cho Hachigaeshi),
- по утрам классы медитации с Kiku Day. Помимо прочего, Kiku показала упражнение для диафрагмы – резкими толчками как бы вбрасывать живот внутрь, сериями по несколько таких движений, прокачивается мышца и повышается ее управляемость, и вообще это можно делать одновременно с игрой на флейте как прием.
- класс body awareness с Vika Kleiman,
- класс daily practice с Horacio Curti.
Как обычно, было годовое собрание Европейского Сообщества Сякухати (ESS, European Shakuhachi Society), рассказали, что случилось (и не случилось) за год. Следующая Летняя Школа в 2017 году планируется в Лондоне, также говорили предположительно про 2018 год – возможно, Швеция, Стокгольм, была также идея про Лиссабон.
К слову, сейчас в ESS 65 участников. Участники платят годовой взнос в размере 20 евро, это дает им скидки при оплате участия в каждой Летней Школе, всем участникам рассылают регулярный информационный бюллетень о том, что происходит и планируется в мире сякухати в Европе. Планируются и другие приятные и полезные штуки для участников ESS, но они пока не анонсированы точно.
Разрозненные кусочки-почеркушки
- чем отличается музыка honkyoku от современной музыки для сякухати?
- (ответ Kaoru Kakizakai) музыка honkyoku прошла через годы и века, ее передавали от человека к человеку, при передаче неизбежно происходило некоторое искажение, и то, что мы играем сейчас – это не исходная, не первоначальная версия. Современная музыка – это всегда первая версия, ее еще никто никому не передавал, и мы не знаем, переживет ли эта музыка такую передачу (улыбается).
Дуйте RO! На сайте Kaoru Kakizakai выложены записи его Robuki, по 10 минут на четырех разных флейтах, точно есть 1.8 и 2.4. Можно дуть вместе с ним.
Take a risk. Выходите за пределы привычного, раскачивайте границы – громкость и тишина, акценты, взрывной вход, любые факторы. Это исследование звука.
To find a way to transfer a burden into enjoyment and then go further. To make it mine, to achieve stability in what you took a risk earlier.
Слушать записи мастеров не для удовольствия, а для анализа – что он вот тут сделал с громкостью, и как он вот тут поменял тон или окраску звука, и так далее. Легко скатиться снова в удовольствие – ах, как классно играет! – но сделайте усилие и останьтесь в режиме анализа.
Упражнение – замэривать ноту (например, RE) глубоко, до TSU и даже до RO, насколько возможно. На практике в пьесах мы почти никогда это не используем, но ваш амбушюр многому научится из этого упражнения, наяши будет лучше, и мери будет лучше.
ВАЖНО! После мери важно вернуться точно в ту ноту, из которой ты в мери уходил. Если не возвращаться, то звук выходит плоский и никакой. Следите за этим.
Переход из Otsu в Kan – как вариант – поменять направление струи воздуха в вертикальной плоскости, не зажимая губы в камень. Менять высоту ноты, не меняя угол наклона флейты. Это тренировка амбушюра.
Мери – это когда мы уменьшаем просвет канала флейты. Кари – когда мы его увеличиваем. Кари можно делать движением головы не вверх, а вбок, немного в диагональ. Впрочем, мери тоже можно делать вбок и в диагональ.
Основной критерий правильности – красивый звук. Вы можете найти собственные приемы, главное, чтобы был красивый звук. Нотная запись – это всего лишь памятная записка о том, как играть. Сегодня я сыграл вот так, и записал. А завтра я сыграл вот так, и мне понравилось больше, и я тоже записал. Нотная запись – не абсолют. Она нужна, и ей нужно следовать, но если у вас есть только она, вы не сыграете пьесу. Слушайте своего учителя, слушайте записи Yokoyama Katsuya, находите свои способы и варианты и выбирайте лучшие.