Брайн Тайраку Ричи "Описание визита Окуда Ацуя в Бай Ареа"
Источник: http://communication.ucsd.edu/shaku/Shakumail.2004/0613.html
Перевод: М.Наталья
Всем привет!
Я знаю, что это старая новость, но так как никто не описал визит Окуда Ацуя (奥田 敦也) в Бай Ареа, я думаю, что я кратко расскажу об этом. Мне было интересно встретиться с Окуда потому что мне нравится слушать его CD. Кроме того, мне интересна его личная история. Он профессионально играл на трубе, а потом бросил джаз только ради того, чтобы стать учителем сякухати.
Кику Дэй приняла в гости Окуда сэнсэя в Окленде. Она обучалась у Окуда в течении многих лет. Сначала в доме Кику вечером прошел урок/семинар. Я пришел вместе с Кеном ЛаКроссом и Джоном Сингером. Когда мы вошли в дом, мы думали что еще ничего не происходит, тем не менее мы встретили Кику, полную энтузиазма. Затем мы заметили невысокого парня, японца, который дул в огромную 3.4 дзинаси сякухати. Это был Окуда. Мы не услышали, что музыка уже играет, потому что он играл НЕВЕРОЯТНО тихо. Это было удивительно, как спокойно он играл. Пьеса, которую он исполнял, как я полагаю, называлась «Сингэцу» (心月). Там было еще несколько учеников Окуда-сан. Мы обменялись формальностями и начали рассматривать флейты друг у друга. Окуда играет исключительно на дзинаси сякухати, практически без лака в канале и с не декорированным утагути. У Окуда есть своя собственная мастерская, впрочем как у его учеников и сподвижников. Некоторые люди называют этот стиль сякухати «хоттику». Кен ЛаКрос является прекрасным производителем [сякухати] в сан-Франциско (США). Мы работали вместе над высверливанием [канала] нового модельного ряда длинных флейт дзинаси. Окуда был под впечатлением от работы Кена и зашел так далеко, что сказал: «Я ревную». Потом он играл «Тамукэ» (手向) на 2.7 флейте Кена и «Цуру но Сугомори» (鶴の巣籠) на 2.3, тоже сделанной Кеном.
Потом Окуда попросил меня сыграть что-нибудь. Таким образом мы прошлись по тем пьесам, которые я помнил. В основном я играл пьесы, как я знал их, а затем Окуда-сэнсэй играл свою версию этого же произведения. Он играл полу-импровизационные версии одной и той же пьесы. Кику объяснила, что это может быть следствием его джазового обучения. Я выучил все версии всех песен с его CD кроме однойо, «Син Кёрэй» (真虚霊), поэтому я попросил Окуда сэнсэя показать мне эту пьесу. Эта мелодия оказалась довольно простой и характерной Мёан хонкёку. Акценты Окуда в этой пьесе — это поиск самых стабильных и деликатных аппликатур для исполнения стандартной высоты тона. Там было много альтернативных аппликатур, которые вызывали вопросы. Он играл в основном между пианиссимо и пиано, и его тональность, как правило, искажалась, дробилась, смешивались октавы, изучались нюансы мураики и других дыхательных техник, базирующихся на тихом звуке. Для меня было не сложно играть тихо, но это требует самоконтроля, чтобы держать нужную громкость. Потому что я люблю играть громко! Он показал нам, как он строит свои флейты с очень маленьким отверстием внизу для того, чтобы держать много звука в канале ствола. Он сказал, что это позволяет работать со звуком больше, чем на обычных флейтах, которые предназначены для выступлений.
Окуда сэнсэй работал с полной отдачей во время урока. Он играл с полной отдачей каждую пьесу после обсуждения, поэтому у нас получился наш собственный мини-концерт. После уроков мы хорошо провели время пробуя играть на чужих флейтах и поедая восхитительные закуски, которые приготовили Кику и её друг. Спасибо им за щедрое гостеприимство. Было очень приятно находиться среди людей, которые ценят звук и чувствуют флейты дзинаси. Это подход, который еще не распространён в Америке, но надо надеяться, всё впереди. На следующий день был концерт в часовне Милс Колледжа. Это было подходящее место для исполнения духовно-ориентированной музыки. Окуда начал с импровизации в стиле хонкёку. Затем последовали три хонкёку. Все они исполнялись в необычном характерном полу-импровизационном стиле Окуда. Это освежает слух, когда кто-то импровизирует в рамках общего стиля хонкёку. В концерте так же приняли участие много людей, большая часть из которых были, как я подозреваю, сякухати игроки Бай Ареа.
Подводя итог, я считаю что Окуда сэнсэй и его ученики работают в естественном стиле игры на сякухати. Особое внимание к большим дзинаси флейтм будет продолжать расти потому что игра на них успокаивает, а тональность, которую они производят, низкая. Репертуар Окуда сэнсэя взят из различных источников и не ограничивается одной школой. Возможно, что он изучил основные пьесы, а затем интерпретировал их на свой вкус. Большинство современных сякухати игроков ориентированы на взрывной и (насколько это возможно) очищенный звук. Окуда исследует противоположную сторону спектра звуковых частот. Это показывает, что существует больше, чем один способ игры на сякухати, и это благотворное влияние. Хочу выразить благодарность Кику Дэй и Алквину Рамосу за то, что Окуда сэнсэй посетил Северную Америку. Я надеюсь, что многие японские исполнители на сякухати к нам ещё приедут, и тем самым расширят палитру игроков по эту сторону океана.
С уважением, BR
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии