Вы здесь

Аватар пользователя george_debug
Опубликовано вс, 02/14/2016 - 14:02 пользователем george_debug
Версия для печати

Гагаку


Оригинал: http://www.komuso.com/pieces/index.pl?genre=3

Перевод Андрей Жилин


 

Ансамбль Гагаку Гагаку — это придворная оркестровая музыка Японии с богатым историческим прошлым. Это самый старый в мире стиль оркестровой музыки, живущий по сей день. Репертуар Гагаку разделен на две части: Когаку (Старая музыка) и Сингаку (Новая музыка), которые названы в соответствии с периодом и местом их появления в Азии. К Старой музыке (Когаку) относятся пьесы, которые появились в период правления Династии Тан (618–906 г.г.), а также пьесы, заимствованные из Индийских и других Азиатских источников. К Новой музыке (Сингаку) относятся произведения, написанные после завершения правления династии Тан и произведения, заимствованные из Кореи (Манчжурии) и королевства Боккай. Кроме того, к этому классу относятся пьесы, сочиненные в Японии, но явно навеянные иностранными произведениями, описанными выше. Старая и Новая музыка далее подразделяются на Правую (Угаку или Ухо-но-Гаку) и Левую музыку (Сагаку или Сахо-но-Гаку). Левая музыка включает в себя произведения, пришедшие из Китая (т.н Тогаку), и произведения, пришедшие с территории Индокитая (т.н. Ринъюгаку). Произведения, созданные уже в Японии (Сисеигаку) также принадлежат к Правой музыке. Тогаку — общий термин для всех типов музыки. Гагаку (буквально, утонченная, чистая, элегантная музыка) может быть как полностью оркестровой (Кангенгаку), так и представлять собой аккомпанемент для танца (в таком случае, это Бугаку).

Оркестровая Левая музыка включала в себя 3 инструментальные группы (см. рисунки ниже):

Санкан

  1. Фуэ (флейта), также называемая Рютеки. Поперечная флейта с семью отверстиями длинной 40,4 см.
  2. Хитирики — двухтростевая флейта 18 см в длину с семью отверстиями сверху и 2-мя отверстиями снизу.
  3. Сё — так называемый губной орган длинной 50,7 см с семнадцатью дронами (трубками).

Нигэн (два струнных инструмента)

  1. Бива — 4-хструнная лютня длинной 122см, на которой играют медиатором.
  2. Со (Со-но-кото, Гакусо) — длинная цитра с 13 струнами (фактически, кото). Струнные инструменты использовались только в оркестровой музыке

Санко (три перкуссионных инструмента)

  1. Тайко, барабан на стойке. Высота 138 см со стойкой, Диаметр 55 см, глубина 17 см
  2. Сёко, Бронзовый Гонг. Диаметр 17,5 см.
  3. Какко, цилиндрический барабан с двумя поверхностями для игры (диаметр 14 см, длина 35 см)

Под Правой музыкой понимаются как произведения, привезенные из Кореи и Маньчжурии, так и работы японских композиторов в этом стиле. Общее название для всех подобных пьес — это Комагаку (музыка Кома). Инструменты Правой музыки таковы:

  1. Комабуэ — флейта с 6-ю игровыми отверстиями. Длина 36,5 см, диаметр 1 см.
  2. Хитирики — такая же флейта, как и в Левой музыке
  3. Сё — губной орган, также как и в Левой музыке
  4. Тайко — барабан на стойке
  5. Сёко — бронзовый гонг
  6. Сан-но-Цузуми — "четвертый величайший" самый большой инструмент из серии барабанов в форме песочных часов с одной игровой поверхностью. Впервые был использован танцором Мимаси в 612 году в Японии.

Как правило, Правая музыка использовалась только для аккомпанемента танцу (Бугаку) и никогда не принимала форму Кангенгаку (инструментальной музыки). Для Бугаку существует такая же классификация, как для Кангенгаку, то есть если есть Правая и Левая (Сахо-но-Маи, Самаи) оркестровая музыка, то есть и Правая и Левая музыка для танца (Ухо-но-маи, Умаи). В представлениях Бугаку была принята следующая танцевальная форма: за Левым танцем следовал Правый танец. Это образовывало пару танцев (Цугаи-маи). Порядок танцев в паре всегда был фиксированным — Левый танец Насори всегда следовал за Правым танцем Риё.

Основным мелодическим инструментом Левой музыки была флейта Хитирики, знаменитая своим высоким и пронзительным звуком. Флейта Рютеки наигрывала вариации основной мелодии, а губной орган Сё задавал гармонию всей музыке в целом. В Правой музыке, чей стиль очень отличается от Левой музыки, Комабуэ и Хитирики играли две независимые, но схожие мелодии.

 

Удары Сан-но-Цудзуми создавали различные ритмические рисунки. Отсутствие гармонической поддержки Сё является основным отличием Правой музыки.