Вы здесь

Аватар пользователя george_debug
Опубликовано пн, 10/12/2015 - 23:04 пользователем george_debug
Версия для печати

«Хитори Мондо» (獨問答) или «Одинокий диалог»


Источник: http://komuso.ch/?page_id=313&lang=en

Перевод: М.Наталья

 

1823 год

Это эссе было написано Хисамацу Фуё в 6ом году Бунсэи (1823 г.). Эссе было передано Ёсида Иттё, ученику Фуё, а затем было опубликовано г-жой Кирихара. Для перевода использовался вариант, переведённый на современный японский. Нумерацию вопросов проставил переводчик. В японском оригинале вопросы записываются под треугольником, а ответы — под кругом. В Дзэн «мондо» — это метод задавания вопросов, который происходит между учителем и учеником. Название, вероятно, можно перевести, как «Расспросы самого себя». Перевод от доктора Андреаса Гуцвиллера был взят из его книги «Die Shakuhachi der Kinko-Schule» («Сякухати школы Кинко»), опубликованной в «Studien zur traditionellen Musik Japans» Vol. 5, Bärenreiter, Kassel 1983

 

1. ▲ Некоторые люди спрашивают, почему Вы играете на сякухати?

О. Ответ состоит в том, что нет цели, вы играете просто потому, совершенствуете любовь к ней.

2. ▲ Тогда возникает вопрос: так что, это не приносит никакой пользы?

О. Сякухати — это нечто, что не приносит никакой пользы. Так как сякухати является инструментом Дзэн, то было бы ошибочно рассматривать её поверхностно (1).

(1) Поверхностное обращение будет чем-то подобным использованию сякухати для зарабатывания денег

3. ▲ Что это за путь, где сякухати — инструмент Дзэн?

О. На протяжении трёх существований (2) нет ничего, что имеет ум Дзэн.

(2) Существование прошлого, настоящего и будущего

Прежде всего сякухати отличается от всех других музыкальных инструментов. Я практикую кисоку сюгё (3), как я могу сделать это, если бы сякухати не была инструментом Дзэн? В любом случае мирянин не сможет понять тот факт, что суть создания музыки — это быть свободным от разума, когда делаешь это.

(3) Сюгё: «Исследование». Это не просто относится к чисто интеллектуальному исследованию, но скорее к духовной практике, т. е. к духовной практике, которую можно найти во всех разделах японской музыки. Например в гагаку, это относится к ста или даже тысяче ритмов дыхания во время игры пьесы «Госёраку». В «Кокон тёмосю» написано: «Однажды, когда мы играли ритм Хорикава-ин в [партитуре] хёдзё, то наиболее глубоко проникли в стиль. Более медленное исполнение становилось более ярким, и кто-то сказал: «Во время сотого повтора части кю в «Госёраку» определённо даже травы и деревья начинают танцевать». И так они играли, и к тому времени, когда они сыграли пятьдесят повторений небо ожило… »

Суть практики игры на сякухати — это игра, «свободная от разума». Поэтому сюгё - это духовная дисциплина достижения стадии, когда появляется тэттэи, «абсолютный звук», и «великий бамбук» становится кисоку, «духовным дыханием». Кисоку сюгё («дисциплина духовного дыхания») определяет сякухати, как инструмент Дзэн. В контексте сюгё хонкёку включают в себя не репертуар, который надо освоить, чтобы считаться исполнителем на  сякухати. Не важно, сколько пьес освоено, гораздо важнее, как исполняется каждая пьеса. Все хонкёку сводятся к единственной; они сокращаются до мукёку («не пьесы»), а затем — к кисоку или «духовному дыханию», и, наконец, к кёму («ничто, небытие»). Тогда какой смысл может быть в количестве выученных пьес?

 

4. ▲ Если нет никакого места логическим причинам в игре на сякухати, то нет ли других более или менее важных вещей?

О. Когда причина будет исчерпана и вы освободите себя от неё, больше нечего будет осуждать.

5. ▲ Если это так, то, пожалуйста сначала объясните мне те вещи, которые могут быть объяснены с помощью разума.

О. Это хороший, и, в то же время трудный вопрос. Когда я говорил, что сякухати — это нечто, что не приносит никакой пользы, я только упомянул одну сторону вещей. С одной стороны исполнитель сякухати играет для всего мира, а с другой стороны он играет для самого себя.

6. ▲ Каким образом он играет для всего мира, а каким образом для самого себя?

О. Если вы не превратите это в свой руководящий принцип для самоосвобождения от жадности мира, вы не сможете выполнять успешно ни то, ни другое. Если я главным образом не тренирую ум, я не смогу постигнуть скрытого. Однако, если кто-то сам по себе честный и чистый, то разве он не должен быть в состоянии играть для всего мира и для себя (4)?

(4) Говоря «играя для себя» Фуё подразумевал игру в контексте сюгё; «игра для всего мира» - это игра на сякухати, чтобы скоротать время

7. ▲ Что за человеком был мастер Дзэн Фукэ?

О. Я не много знаю о нём. Пожалуйста спросите того, кто знает больше о Дзэн.

8. ▲ Был ли Фукэ создателем сякухати? Если Вы выбрали этот путь и не знаете о происхождении сякухати, то являетесь ли вы компетентным?

О. На самом деле я знаю о происхождении сякухати. Тем не менее я знаю мало о самом Фукэ. Он был очень просветлённым человеком, но искал ли он путь к просветлению с помощью сякухати (5)?

(5) Хотя Фукэ — это основоположник этой секты, он сам не играл на сякухати

Кто-то, подобный мне, без знания и просветления, кто играет на сякухати просто потому, что любит это делать, может, тем не менее, постепенно признать сякухати инструментом Дзэн, и увидеть, что нет никакой разницы между отсутствием понимания и пониманием. Даже если Фукэ играл на сякухати, он был бы в состоянии играть на инструменте совсем немного. Когда дело доходит до игры на сякухати, даже я после многих лет всё еще не достиг совершенства. Тем не менее, если бы Фукэ мог теперь вернуться к жизни, он, безусловно, стал бы учеником, и стал бы спрашивать моё мнение по этому предмету. Если бы мы могли видеть летописи времён Фукэ, мы могли бы узнать о нём всё. Но если вы не просветлённый, то вы бы ничего не поняли. Тот, кто ничего не знает про Фукэ, но является в какой-то степени просветлённым, поймёт его. Я его ещё не понимаю.

9. ▲ Имеет ли сякухати 12 рицу (7)?

(7) В этом разделе Фуё играет с термином «рицу», который так же может иметь значения «полутон» и «принцип упорядочивания». 12 рицу, о которых тут спрашивается — это 12 тонов китайско-японской тоновой системы

О. Сякухати, будь то длинные или короткие, толстые или тонкие, воплощают только один принцип (8).

(8) Ити дзи, Ити рицу: «Один храм, одна мелодия»

Они не обладают 12ю рицу. 12 рицу является организующим принципом для существования вселенной (9) и человека.

(9) 12 астрологических знаков

Если кто-то контролирует, пусть даже в течении короткого времени, все 12 рицу вселенной в пределах сякухати, то вы можете почувствовать это. Если вы чувствуете 12 рицу вселенной, 12 рицу человека появятся непроизвольно. В любом случае, люди в соответствии с их характером более или менее восприимчивы к подобному проявлению рицу. Это остаётся непостижимым невосприимчивому человеку, даже если вы объясните это ему. Для кого-то, кто чувствует, это понимание развивается само.

10. ▲ Имеет ли особое значение то, что у сякухати 4 отверстия спереди, 1 отверстие сзади, что она имеет 7 узлов, и что её длина 1 фут 8 дюймов?

 

О. Сякухати является инструментом Дзэн, и поэтому, так как её длина составляет 1 фут 8 дюймов, она называется сякухати (10).

(10) Сяку: «фут» (в качестве единицы измерения); хати: «восемь». Таким образом такое название — это аббревиатура от описания длины инструмента, иссяку хассун или «1 фут 8 дюймов»

Но поскольку инструмент отражает всю вселенную и принципы ян и инь, его смысл не может быть исчерпан одним именем. Если бы я знал об этих вещах и дал сякухати различные имена, и мог представлять всё совершенно, я бы не играл лучше; и если бы я не знал, я не стал бы играть хуже. Я никогда не буду знать. Моё мнение такое: сякухати — это инструмент для игры.

11. ▲ Некоторые считают пальцевые отверстия сякухати снизу вверх, а некоторые — сверху вниз. Что правильно, а что — ошибка?

О. Оба правы и оба ошибаются. Способ подсчёта является искусственным и не является частью природы сякухати. Тот, кто считает отверстия сверху вниз прав, но и тот, кто считает снизу, вверх тоже прав. Тот, кто хочет считать от середины, пусть сделает это. Поскольку я учился считать снизу вверх, я рассматриваю этот путь правильным. Когда человек достигает уровня мастерства, это для него становится естественным считать снизу. Достижение этого уровня, как пробуждение ото сна. Однако, если вы будете исследовать эти многочисленные материи, вы будете только тратить своё время.

12. ▲ Для сякухати используется нижняя часть бамбука, для хитоёгири — верхняя. В чём разница?

О. Бесполезно обсуждать этот вопрос. Человеческий ум может охватить весь мир потому, что люди ограничены в своих возможностях и не могут двигаться. Ваш вопрос ограниченый подобно тому, что лягушка видит сидя внутри колодца; вы всего лишь глупец сам по себе. Разве созданная в древние времена сякухати имела 7 узлов (11)?

(11) У настоящей Фукэ-сякухати было только 3 узла, она не была сделана из нижней части бамбука, включала в себя только 3 верхних корневых узла. Нельзя сказать с уверенностью, когда именно у сякухати появились 7 узлов.

Разве флейта с 5ю или 6ю узлами так же называют сякухати в наши дни? Человеческий ум, возможно, изменился с древних времён, но не стал более мудрым. Когда дело доходит до числа узлов и длины сякухати, я следую своей интуиции. Нужно ли уважать только количество узлов и форму бамбука? Не нужно порывать с традицией, но в то же время не следует цепляться за старые пустые формы. Есть сякухати, которые используются в качестве инструмента Дзэн, и сякухати, которые используются, как средство проведения времени. Сякухати как инструмент Дзэн — это сущность; сякухати как средство проведения времени — содержание (12).

(12) Сущность (кё) и содержание (дзицу) — это термины из японской поэтической теории. Смысл здесь не совсем понятен, за исключением того, что «сущность» более высоко ценится, поскольку это связано с сюгё, в то время, как «содержание» связанно с проведением времени (юги). Тоёсима интерпретировал кё как буцу (но ото), «звук Будды», а дзицу как сикиёко но ото, «звук желания»

Многие люди играют на сякухати для неторопливого времяпровождения. Те, кто относятся к сякухати как к инструменту — исключение. Я практикую сюгё с сякухати в качестве инструмента Дзэн, и поэтому не следует волноваться, является ли этот инструмент длинным или коротким, или о том, сколько в нём узлов.

13. ▲ Когда количество пьес в школе Кинко стало [равно] 36?

О. Кинко III сказал мне, что Кинко I ранее установил количество «начальных» и «последующих» пьес в количестве 36 штук, однако, есть еще 3 тайные пьесы (13). Но я сам не слышал этого от Кинко I, так что я не знаю.

(13) Согласно старейшим документам, датированным до времени Фуё, оригинальный репертуар состоял всего из 35 или 36 пьес.

14. ▲ Когда были созданы партитуры для пьес?

О. Кинко II и Иккан, ученик Кинко I, как я слышал, создали партитуры пьес. Но я сам не слышал этого от них, поэтому я не знаю.

15. ▲ Если какой-то человек может играть каждую пьесу не отклоняясь от партитуры, разве это не делает его хорошим исполнителем?

О. Ни в коем случае! Тот, кто играет пьесы без ошибок имеет действительно хорошую память, но этого недостаточно, чтобы сделать его хорошим сякухати игроком. Не трудно запомнить 36 пьес подобно охранным обозначениям. Каждый может узнать одну пьесу за месяц, но не количество пьес, что он узнал, делает игрока хорошим, а то, как он играет пьесу.

39 пьес — это 36 пьес (14)

36 пьес — это 18 пьес (15)

18 пьес — это 3 пьесы (16)

Три пьесы — это одна пьеса, одна пьеса — это не пьеса, не пьеса — это дыхание разума (17), дыхание разума — это пустота и небытие. Какой смысл имеет количество пьес, которые возможно выучить?

(14) Весь репертуар за исключением 3х секретных пьес (хикёку)

(15) 18 «начальных» пьес

(16) Три старинные пьесы (кодэн санкёку), «Син Кёрэи», «Коку Рэибо», «Мукаидзи Рэибо»

(17) Кисоку

 

16. ▲ Разрешено ли отклоняться от обозначений в пьесах?

О. Я считаю оскорбительным отклоняться от партитуры. Кинко II и Иккан опасались, что традиция сякухати погрузится в хаос, и поэтому зафиксировали пьесы в форме нот. Начинать играть по своему усмотрению — неправильно. Хотя до сих пор можно услышать красоту бамбукового звука, вы не можете распознать природу сякухати как инструмента Дзэн. Однако, если кто-то играл на сякухати и понял, что это не просто сякухати, а скорее инструмент Дзэн, этому человеку не придётся беспокоится о зафиксированной нотации. Пьесы в зафиксированной нотации помогают новичку понять сущность сякухати. Пойти в этом на компромисс, будет ли это оскорблением?

17. ▲ Когда вы играете, вы отклоняетесь от партитуры?

О. Я не отклоняюсь, но мой способ игры очень отличается от других. Например: вы — человек, и я — человек. Ваше тело, ваши волосы, ваши внутренние органы такие же, как у других людей, но всё же вы очень сильно отличаетесь от них. Итак: думайте сами о разнице между отклонением и не-отклонением от партитуры!

18. ▲ Как можно распознать хорошего исполнителя, и как можно распознать мастера?

О. Хороший исполнитель рассматривает сякухати, как живое существо. Секрет состоит в том, что мастер играет, так, как сама природа, а не просто показывает свою технику. Если он не отказывается от этого, он не может пройти порог мастера. Я становлюсь бамбуком, бамбук становится мной. Тот, кто по сущности работает с формой, является мастером. Не содержание пьесы он играет, но это становится «умом пустоты» (18).

(18) Кёрэи. Это наиболее распространённый путь в школе Кинко, название читается, как «первоначальная пьеса» школы Фукэ, которую, как рассказывают, Хотто Кокусин привёз из Китая

Введение выражения «ум пустоты» внутрь основного принципа музыки - это сущность. Кроме того, сущность не отделима от от других трёх пьес (19).

(19) Это или 3 тайные пьесы или кодэн санкёку, три центральные пьесы школы Фукэ. Последнее более вероятно.

Упоминание пустоты и небытия — это так же сущность. Причина, по которой я с энтузиазмом практикую сюгё — быть в сущности и работать с формой (20). Малоопытному это не понять.

(20) Это означает, что для человека, который выполняет сюгё от всего сердца, разница между игрой на сякухати или духовная практика (кё: сущность) и игрой для времяпровождения (дзицу: форма) становится неуместной. Для человека, который играет с правильным [состоянием] ума каждая пьеса становится кёрэи, «умом пустоты»

19. ▲ Можно ли в настоящее время найти мастера?

О. Нет ни одного. Я не видел никого, кто бы понял сюгё.

20. ▲ Вы мастер, хороший исполнитель или плохой исполнитель?

О. Я мастер, я хороший исполнитель и я плохой исолнитель. Что делает меня мастером — это то, что я знаю порог мастерства, и всё же я не могу пересечь его. Я хороший исполнитель потому, что я стараюсь стать хорошим исполнителем, но я не могу достичь этого. Так я очень плохой исполнитель, или это не я?

21. ▲ Можно ли вас сравнивать с какими либо современными исполнителями?

Ο Я не похож не на кого, с кем бы меня не сравнивали. Если сравнивать меня с другими, то я не достиг их уровня. Если сравнивать кого-то со мной, то он не достиг моего уровня. Чем меньше вы будете сравнивать меня с другими, тем лучше. Когда мои мысли и желания по стремлениям и заботам станут одним, то я автоматически стану хорошим исполнителем и мастером. Только когда я серьёзно изучу путь, я стану счастлив и достигну своей цели в нужное время. Даже в своих снах люди не занимаются такими вещами!

 

В бамбук должны дуть, спрашивающий должен успокоиться, его рот следует закрыть.

Я дал название этому эссе «Хитори Мондо». Как оскорбительно перевести бумагу и чернила на это!

 

Написано в конце осени в 6ой год Бансэи.

Монах из Эдо, Фуё Кантэисэи