Вы здесь

Аватар пользователя george_debug
Опубликовано сб, 09/12/2015 - 11:54 пользователем george_debug
Версия для печати

Практика Сякухати

Источник: http://alcvin.ca/ryuzen/playing-tips/

Перевод: М. Наталья

Любой может играть на Сякухати!

Сякухати могут изучать люди из разных слоёв общества: философы, художники, врачи, юристы, домохозяйки, секретари, медсёстры, пожарные, полицейские, выпускники школы. Мотивация каждого человека, обучающегося игре на сякухати разная и зависит от его желания. Некоторые хотят изучить хорошую форму медитации, другие хотят изучать форму традиционного японского искусства.

Изучение сякухати – это то, что вы об этом думаете. Мир сякухати – глубок и широк. Вы можете пойти путём чисто музыкальным и интеллектуальным, или же вы можете погрузиться в глубокие сферы развития медитации и духовности. Каждый обучающийся сохраняет контроль над своим индивидуальным уровнем подготовки. От сякухати могут получать удовольствие и исполнитель и слушатель; но для того, чтобы понять сякухати нужно держать в руках инструмент и дышать в него. Вы должны прислушиваться к звукам природы, потому что она будет постоянно предоставлять вам различные ощущения и стимулировать к изучению традиционных пьес. В процессе обучения стремитесь всегда держать разум открытым. От этого ваша техника будет становиться всё более разнообразной и приобретёт новый смысл.

Самое трудное для начинающего ученика – преодоление первого ощущения, что он недостаточно «хорошо» играет. Это ошибочное мышление. Сякухати – это путь большого смирения. Требуется большое смирение и способность отпустить то многое, что человек узнал в прошлом, и открыть для себя много нового и другой путь. Мы должны заново научиться дышать, слушать, сидеть и двигаться. Это может быть самый сложный, и, пожалуй, самый приятный опыт. Познание чего-то само по себе никогда не приходит быстро. Для того, чтобы создать утончённую пьесу требуется много времени, осознание сякухати требует годы обучения.

Уход за сякухати

Для того, чтобы сохранить бамбуковую сякухати в хорошем состоянии за ней нужен дополнительный уход. Важно постоянно сохранять умеренную влажность и умеренную температуру чтобы уменьшить вероятность растрескивания флейты. Всегда чистите внутреннюю поверхность сякухати после сеанса игры. Если флейта треснула, не паникуйте! Сделать её ремонт довольно легко. Если у вас нет опыта в ремонте, то лучше вернуть её исходному производителю или человеку, авторитетному в ремонте сякухати.

Когда Вы не используете флейту, храните утагути (край, на который попадает воздушный поток) защищенным для предотвращения повреждений. В более сухом климате держите флейту в полиэтиленовом пакете вместе со слегка влажной тряпочкой, находящейся возле флейты, чтобы сохранить влажность стабильной. Растрескивание бамбука происходит, когда случается резкое изменение температуры и влажности. Поэтому НИКОГДА не кладите сякухати рядом с нагревательными приборами или камином, в течении длительного времени не держите её в багажнике нагретого автомобиля или на стене, на которую попадают летние прямые солнечные лучи. Кроме того, никогда не оставляйте сякухати в холодном сухом месте, например, в гараже или деревянном сарае. Это приведет к значительному повышению шансов на растрескивание из-за резкой перемены температуры и влажности. Позаботьтесь о соей сякухати!

РО-буки или практика Длинный Тонов для Сякухати

РО – это первая нота на сякухати, когда все отверстия закрыты. «Буки» происходит от глагола «фуку», который переводится как «дуть» (吹く - дуть; выдувать). Таким образом, «РО-буки» означает «дуть РО». Практика РО-буки, в частности в положении Оцу-но-РО (т.е. РО в нижней октаве) в качестве отправной точки в игре на сякухати, очень важна. Такая практика готовит амбушюр к обязательным требованиям инструмента. Существуют различные формы РО-буки, которые можно практиковать для развития дыхательной техники и динамики.

ПРИМЕЧАНИЕ: Важно сохранить устойчивую высоту звука без каких-либо техник вибрато!

Ниже приведены некоторые упражнения, которыми я занимался на протяжении многих лет. Их можно выполнять со всеми остальными звуками сякухати. Дышите через нос и рот, пока тело расслаблено, и толкайте воздух животом. Выдох должен быть напористый. Если вы чувствуете, что ваши плечи идут вверх, опустите их вниз. Воздух должен спуститься к вашей диафрагме. В конце выждоха вытолкните из лёгких настолько много воздуха, на сколько Вы можете.

  1. «Саса-буки» (篠 - низкорослый бамбук "саза"; «Саса-буки» - бамбуковое дыхание): начинается как можно тише, постепенно звук играется всё громче и громче, а затем медленно переходит в небытие.

  2. «Кусаби-буки» (楔 - клин; «Кусаби-буки» - клиновидное дыхание): начинается с сильного мураики и постепенно переходит в небытие. Обратное (или «Санкаку-буки» - треугольное дыхание; 三角 – треугольник): начинается как можно тише и увеличивается звук до мураики.

  3. «Киосуи»: по аналогии с «кусаби-буки», но начинается с более естественного выдоха в начале и постепенно и осторожно уходит в небытие, акцентируя молчание в конце.

  4. «Цудзуми»: (鼓 - японский барабан в форме песочных часов, для игры пальцами); резкий, взрывной выдох (например,мураики) и затихание звука почти полностью, а затем опять мураики.

  5. Регулируемая громкость: играйте каждую ноту настолько тихо, насколько это возможно. Это является особенно сложной задачей в верхних регистрах. Не используйте куби-фури (首振 – качание головой) или дыхание вибрато, как в западной игре на флейте, при этом сохраняйте длинный тон.

Более подробно о типах дыхания можно прочитать на сайте Сякухати - зеркало сознания

Дополнительные упражнения

  • Практика каждой ноты в течении 5 мин. Вплоть до пентатоники в каждой октаве — это хорошая часовая практика.

  • Чтобы развить сильный звук, представьте себе, что в то время, когда вы извлекаете ноту, у вас во тру шар от пинг-понга. Убедитесь, что играете «кари» должным образом (нота не меняет высоты на протяжении всего выдоха). Очень важно получить правильную высоту тона сохраняя правильную прямую осанку. Распространённой ошибкой у новичков является слишком низкое извлечение звука (мэри или бемоль в западной традиции).

  • Играйте на флейтах разной длины от 1.3 до 3.0.

  • Практикуйте игру на сякухати в разных ситуациях, таких, как публичная игра на улицах или практика длинных тонов стоя лицом к ветру. Это поможет вам развить легкость игры, установить контроль над разумом и телом.

  • Будьте всегда внимательными к вашему здоровью: правильное питайтесь и выполняйте оздоровительные физические и психологические упражнения. Делайте хорошую разминку перед игрой, это очень важно. Не стоит этим пренебрегать. Если ваше тело и ум не работают должным образом, то и Ваш звук будет страдать. Заботьтесь о себе!

Максимизация звука

Много времени и убедительной практики уйдёт на то, чтобы научиться полностью управлять звуком. Большинство учеников сначала играют все ноты ниже, чем ноты должны звучать. Ещё одна распространенная проблема состоит в том, что выдуваемый воздух распространяется неоптимально. Например, 50 или более процентов выдуваемого воздуха уходит в канал флейты. На самом деле цель состоит в том, чтобы приблизиться к тому, что 20% выдувается внутрь флейты, а 80% - поверх. Таким образом, по сути, мы дуем больше в «кари».

ПРИМЕЧАНИЕ: В мире сякухати, «кари» понимается, как нормальное первое положение флейты.

Это очень важно для создания желаемого эффекта. Это означает, что вы дуете поверх больше, чем внутрь флейты. Вы можете использовать папиросную бумагу, наклеенную на передний край флейты и наблюдать, сколько воздуха уходит поверх флейты. Мало того, что вам нужно выдувать кари, но еще и губы должны быть контролируемы. Выдувая кари выполняйте две вещи:

  1. Оставляйте больше пространства между губами и утагути для воздуха, чтобы достичь эффективного разделения воздушного потока.

  2. Большее расстояние между губами и утагути упрощает переход к положению мэри.

Мэри ноты или пониженные ноты - это отедельная и оченьважная тема. Большинство людей вырабатывает привычку дуть в мэри (ниже, чем нужно). Некоторые ученики отмечали, что они пытались дуть больше в положении кари, но чувствовали, что получают слишком много ветреных призвуков и обертонов. Мой совет: не воспринимайте ветреный звук как отрицательный. Он является частью эстетики сякухати. Но как только ваш амбушюр становится более развитым, можно выдувать кари с идеальной высотой звука,  минимизируя  при этом ветреный звук. Научитесь контролировать все аспекты звука. Стремитесь направлять поток ближе к краю, чтобы избавиться от ветреного звука. Практикуйте больше мэри, тем самым ограничивая диапазон движения. Кроме того, полость рта должна быть большой. Зубы должны быть слегка расставлены. Гортань должна быть широко открытой, не зажатой, не жёсткой. Ямагути Горо сенсей рекомендует держать внутреннюю полость рта открытой, потому что это играет большую роль в создании хорошего звука. В дополнении к контролю, развивайте амбушюр во время исполнения кари. Воздух должен выходить из диафрагмы.

С другой стороны если идти этим путём, то возможно, придётся поменять свою флейту. Когда я только начинал играть, я извлекал больше в положении мэри. Моя флейта 2.4 в таком положении тогда выдавала 440 Гц. Когда я стал играть в правильном положении кари, моя флейта стала звучать выше (443 Гц или около того). Поэтому я сразу послал флейту к производителю, и он прибавил к моей флейте около полдюйма, чтобы сбалансировать её с моей теперешней игрой в кари. Я также провёл некоторую работу над углом наклона подбородка для лучшего положения кари. Это расширило мое понимание сякухати.

Дзинаси или Дзиари

Эта тема, как я думаю, должна обсуждаться больше по отношению к игре на сякухати. Воспроизведение звука на хоттику (так же известной, как дзинаси сякухати) – это совсем другой подход по сравнению с сякухати. Прежде всего хоттику ближе к первоначальному состоянию бамбука, в отличие от современных сякухати, выровненных пастой дзи, с очищенным, ровным каналом. У неё большее сопротивление воздуха, следовательно, для того, чтобы на ней играть, нужен более мягкий, более концентрированный способ подачи воздуха. Кроме того, в связи с естественными неровностями канала необходимо больше внимательности для управления высотой звука. Конечно, можно настроить бамбук под себя путём коррекции канала флейты. В конце концов, умение человека играть является конечным определением его мастерства. Вы можете добавить немного пасты дзи и лака уруси, чтобы настроить флейту хоттику и получить звучание, близкое к сякухати. Но среди любителей хоттику состояние, близкое к исходному, в пределах разумного, является более предпочтительным. Вставка материала с острым краем в утагути сделает звук флейты ярче и понятнее. Любители предпочитают громкому и правильному звуку сякухати спокойствие звука хоттику. Основная сила хоттику лежит в спокойствии, тишине и, зачастую, в сложно-составном звуке, который сознательно (или бессознательно) достигается тогда, когда у играющего есть контроль над амбушюром и телом. Прослушивание флейты хоттику в маленьком уютном пространстве — это тонкий, впечатляющий и красивый опыт. Кроме того, я считаю, что хоттику и сякухати симбиотически связаны, когда игра на одном инструменте усиливает игру на другом. Поэтому я поощряю практику в обоих стилях для расширения понимания сякухати.

Я чувствую, что играю на хоттику с полным осознанием высоты звука и широкого спектра тоновой окраски. Основываясь на своём опыте я считаю, что хоттику (даже больше, чем дзиари сякухати) изменяет моё тело и сознание день ото дня всё больше.

Всё вышесказанное будет справедливо, даже если Вы играете на хоттику не попадая в нужную высоту звука. Даже если Вы только научились получать из флейты звук, но играете от сердца, это по-прежнему заставляет меня сильно сопереживать. Будьте самими собой, простота и неприукрашенность — это истинная красота. Это настоящее сердце сякухати.