Вы здесь

Аватар пользователя george_debug
Опубликовано вс, 02/14/2016 - 14:02 пользователем george_debug
Версия для печати

История сякухати в России

Авторы Михаил Гуров и Андрей Жилин

 

В Россию сякухати попала не так давно, по сути, с тех пор прошло не более двадцати лет. Конечно, наверняка еще раньше к нам приезжали музыканты и давали концерты, но именно обосновалось это течение после того, как первые россияне решили учиться играть на этом чудесном инструменте. Однако неподалеку от Великого Новгорода в деревне Медведь можно найти музейные экспонаты японских народных инструментов, в числе которых есть и сякухати, сделанная из березы. Эти инструменты были сделаны японскими военнопленными. Историю сякухати в России начали два человека - Дмитрий Калини и Георгий Мнацоканов. Позже к ним присоединился и Александр Ивашин.

Дмитрий Калинин окончил московскую консерваторию как композитор. С 1995 изучает традицию игры на японской цитре (кото) и флейте сякухати под руководством Кэйко Ивахори (кото) и Кохэй Симидзу (сякухати). В 1997—1998 годах стажировался в Шанхайской консерватории по классу гуджень (китайская цитра) и цитры-цинь. Исполняет классическую японскую музыку и музыку собственного сочинения.

Георгий Мнацоканов. С флейтой сякухати познакомился в 1995 г., начав заниматься у Ом Пракаша (Германия), ученика одного из старейших в Японии мастеров сякухати Коку Нисимура. В 1996—1999 гг. заочно обучался у Дай Си Хана школы Мёан Ронни Нёгэцу Сэлдина (США). В 1998г. посещал семинары Коку Нисимура и Иккэи Нобухиса Ханада в Германии. В том же году присоединился к ансамблю японской классической музыки «Wa-on», солистом которого является и по настоящее время. С 2000 г. при непосредственном участии Георгия Мнацаканова был основан ансамбль «Wa-on-exp» (с 2005 года ансамбль переименован в PanAsian Ensemble). Георгий Мнацаканов является ведущим исполнителем ансамбля PanAsian Ensemble, в составе которого выступает на различных площадках Москвы и других городов исполняя как традиционную японскую классическую музыку, так и современные экспериментальные композиции.

Это можно считать первой вехой в истории сякухати в России. Одновременно с первопроходцами, американец, бывший житель Симферополя - Евгений Сухоруков написал на одном из российских сайтов статью о сякухати, поскольку сам изучал (и изучает) ее до сих пор у ведущих американских преподавателей. Статья имела успех и, впоследствии, Евгений создал первый в России веб-сайт о сякухати, на котором было воспитано не одно «поколение» исполнителей (www.shaku-rus.com).

И примерно в это же время (около 2004-2006 года) мастер BAmbooWay (www.bambooway-ru.livejournal.com) начал заниматься изготовлением флейт сякухати и хотику (а также многих других бамбуковых, но впоследствии перешел исключительно на сякухати, которые стал называть zentaku). Параллельно с изготовлением мастер изучал сякухати, импровизируя, не обращаясь к нотам. Впоследствии многие из тех, кто купили у него флейты, использовали их именно в этом ключе. Некоторые же обратились к изучению традиции, у Кохэя Симидзу (представителя школы Кинко в России). Стоит так же заметить, что флейты BAmbooWay долгое время являлись единственными качественными инструментами, продающимися на территории России (сделанные русским мастером). Тогда все еще не было Российского сообщества сякухати и единого пространства для общения и обмена опытом по этой теме. И следующей вехой можно считать открытие первого всероссийского форума Сякухати (www.shakuhachi.ru). А сделал это Андрей Жилин, музыкант, занимающийся сякухати с 2006 года. Сразу после этого многие интересующиеся флейтой начали активное общение. Иногда на форуме появлялись и некоторые первопроходцы. Завязалось тесное общение, появились новые знакомства, наладились контакты с исполнителями со всей России. Но информации все еще было не много, и поэтому знаний на русском языке найти было практически невозможно. «Первопроходцы» редко писали на форумах и передавали знание только на индивидуальных занятиях. Учитывая, что занятия проводились только в Москве, многие, кто жил вдали от столицы, были лишены возможности их получить.

Раз в год сенсей Кохэй Симидзу в клубе Московской Консерватории (в рамках ежегодного фестиваля Душа Японии в Москве) проводил (и проводит, на момент написания статьи) занятия, где все желающие могли бесплатно заниматься в рамках школы Кинко-рю и получать аттестационные дипломы. А в 2006 году в Москве, бывший музыкант и мастер краснодеревщик Валентин (Огава, Ручей,www.ogava.vyrko.com) заинтересовался традиционными способами изготовления сякухати. Познакомившись с Дмитрием Калининым и Георгием он смог изучить их инструменты и научился их изготавливать. Но поиск не прекращает до сих пор. С ним познакомился Михаил Гуров (Ветер), впоследствии ставший его учеником (www.gurov.vyrko.com). В Россию стали приезжать сэнсеи из Японии.

Помимо всероссийского централизованного Московского объединения исполнителей на сякухати, появились небольшие объединения людей, играющих в удалении от столицы. Так было сформировано Питерское сообщество во главе с Алексом Дхармари. А в 2011 году состоялся первый всероссийский фестиваль сякухати «Аруначала Рэйбо».

Кроме того, с недавнего времени в Москве функционирует клуб сякухати Соккан (http://vk.com/club32625075). В социальной сети "Вконтакте" существует группа по интересам Кётаку (http://vk.com/kyotaku), группа "Традиционная Японская музыка" (http://vk.com/japanese_traditional_music), группа "Сякухати" (http://vk.com/shakuhachi_ru), группа Zentaku http://vk.com/zentaku, проводятся занятия по бамбуковым флейтам Zentaku, в Доме Белого Журавля http://teaway.ru/school-zentaku.html

Комментарии