Аппликатура Кинко
В данный момент нет конкретной школы Кинко, есть, скорее, стиль Кинко. Многие школы обучают в Кинко стиле. Например, школа Котику Кай или отдельные сэнсэи. Единого главы школы в Кинко нет.
АППЛИКАТУРА СЯКУХАТИ (в обозначениях школы Кинко)
Вступление
Это небольшое пособие условно можно разделить на две части.
Первый раздел — БАЗОВЫЕ НОТЫ — предлагает начинающим исполнителям простое, ясное руководство без нот мэри, а так же без какой-либо еще дополнительной информации.
Во втором разделе представлены более детальные диаграммы, которые представляют из себя полный спектр распространённых аппликатур и обозначений с некоторыми дополнительными объяснениями, начиная с самой низкой ноты и поднимаясь вплоть до третьей октавы.
Что я пропустил
Я ограничился общими обозначениями Кинко. Я не включал какие-либо специально-модифицированные символы, используемые некоторыми школами. Я так же опустил часто путаемый многими «слэш» для мэри и тю мэри. Я не включил в пособие какие-либо нотации, используемые в специальных техниках «ка-ра» или «ко-ро-ко-ро». Я не использовал графические различия между различными прикрытиями пальцевых отверстий в нотах мэри. Они варьируются от флейты к флейте и от школы к школе, так что я решил использовать единое обозначение — прикрытие отверстия на 1/2 в любом случае. Сякухати — это микротональный инструмент, а это означает, что традиционная музыка часто требует такую высоту звука, которая попадает между высотами, которые мы обычно используем в западной музыке. Так же я опустил объяснения того, что такое фактическая высота звука, просто указал на грубые приближения к западным буквенным обозначениям системы «АВС». Более точные диаграммы требуют объяснений типа «ЦУ-мэри часто играют по крайней мере на 20 центов ниже, нежели Ми-бемоль в западных обозначениях» и т. д. На самом деле фактическая высота тона сильно варьируется от школы к школе и от одного исполнителя к другому. Я только иногда использую знак минус (-) для указания на использование понижения западной высоты звука.
Базовые ноты
Основные ноты мэри
В некоторых партитурах ноты мэри обозначаются небольшим знаком косой черты (слэш), пересекающей основную ноту. Часто эта черта используется для обозначения полной ноты мэри, в то время, как в других случаях она используется для обозначения тю мэри для отличия от полного мэри. Так как эта форма записи изначально малопонятна, то я её не выбрал, чтобы избежать непонимания в дальнейших диаграммах.
Я использовал стрелки для указания приблизительной степени понижения подбородка — три стрелки указывают на наиболее глубокое мэри, одна стрелка — не глубокое мэри.
Знак минус (-) после западных обозначений эквивалентен индикатору того, что ноту, используемую игроком, нужно играть ниже.
I. Нижняя октава
Примечания
-
Некоторые школы считают До-диез - РО-мэри и До - РО-дай-мэри
-
Во многих школах РО повторяют с использованием отверстия #2 (нижней части флейты), а в некоторых школах оно повторяется более привычно с использованием нижнего отверстия [т. е. #1 – прим.пер.]
Примечания
-
ЦУ-тю-мэри может так же быть исполнено как со слегка затенённым нижним отверстием или с использованием опускания подбородка.
-
Все ЦУ обычно повторяют с помощью удара по отверстию #2
Примечания
-
Редко, в некоторых школах считается, что РЭ-мэри играется ближе к Фа-диез, нежели к Фа
-
Частичное прикрытие нижнего отверстия при РЭ-мэри позволяет понизить звук до ЦУ-тю-мэри, обычная модель (перехода)На некоторых флейтах, особенно антикварных, желательно играть ТИ-дай-кари (Ля-диез) просто с аппликатурой обычного ТИ и приподнять подбородок от нейтрального положения к кари
-
Ноты РЭ можно повторить с использованием отверстий #4, #3, #2 или даже #1 в зависимости от контекста. Если не указано конкретное пальцевое отверстие, то #3 является наиболее распространённым в хонкёку
Примечания
-
Иногда Ти-мэри может исполняться в нижней октаве (вместо У). Её будет просто играть по третьей из перечисленных аппликатур для У
-
На некоторых флейтах, особенно антикварных, желательно играть ТИ-дай-кари (Ля-диез) просто с аппликатурой обычного ТИ и приподнять подбородок от нейтрального положения к кари
-
У и ТИ обычно повторяется ударом по отверстию #4
-
В хонкёку некоторых школ, используя при этом в основном базовые обозначения Кинко, следуя за Тодзан, используют ХА (ハ) вместо РИ (リ). Это очень распростратнено
-
Ноты РИ в основном повторяют с использованием отверстия #5
Еще аппликатуры нижней октавы
Это, как правило, изящная нота исполняется перед РО второй октавы, а так же в общей схеме, известной как «ХА-РО». В нескольких хонкёку она выступает как самостоятельная нота. Повтор ноты осуществляется ударом по отверстию #3 | |
Эта аппликатура играется в некоторых хонкёку и гайкёку очень естественно, в частности следуя за РИ-мэри. Повтор ноты осуществляется с помощью отверстия #4 или отверстия #3 | |
По высоте тона эта нота сравнима с РО второй октавы, только исполняется более ветренно |
II. Вторая октава
Примечания
-
Некоторые школы считают До-диез – РО-мэри и До - РО-дай-мэри (大メ)
-
Во многих школах РО повторяют с использованием отверстия #2 (нижней части флейты), а в некоторых школах оно повторяется более привычно с использованием нижнего отверстия
Примечания
-
ЦУ-тю-мэри можно так же играть с затенённым нижним отверстием и опущенным подбородком
-
Во многих школах ЦУ-мэри играется ниже, чем западная Ре-диез
-
Высота тона Ре-диез/Ми-бемоль можно так же получить, как РО-кари (ロカ) с открытыми отверстиями #4, #5 и высоко подняв подбородок. Это приводит к более полному и громкому звучанию, нежели у ЦУ-мэри
-
Все ЦУ обычно повторяются ударом по отверстию #2
Примечания
-
Редко, в некоторых школах считается, что РЭ-мэри играется ближе к Фа-диез, нежели к Фа
-
Частичное прикрытие нижнего отверстия при РЭ-мэри позволяет понизить звук до ЦУ-тю-мэри, обычная модель (перехода)
-
Ноты РЭ можно повторить с использованием отверстий #4, #3, #2 или даже #1 в зависимости от контекста. Если не указано конкретное пальцевое отверстие, то #3 является наиболее распространённым в хонкёку
Примечания
-
В некоторых школах ити-сан-но-У так же называют РУ (ル). Но не нужно её путать с используемым РУ в обозначениях Кинко, которое говорит, что это «удар по первому отверстию»
-
На некоторых флейтах, особенно антикварных, возможно, и даже желательно играть ТИ-дай-кари (Ля-диез) с аппликатурой обычного ТИ и подъёмом подбородка от нейтрального положения в кари
-
ТИ обычно повторяется ударом по отверстию #4
Примечания
Примечания
-
Некоторые школы используют И-мэри, а не И-тю-мэри для приблизительного получения До-диез
-
Обычное не-мэри го-но-ХИ (И) повторяется с помощью большого пальца, а также в положении мэри, если большой палец полностью закрывает отверстие. Если большой палец закрывает отверстие частично, то в некоторых пьесах го-но-ХИ-мэри и го-но-ХИ-тю-мэри повторяют с помощью дыхания, выдуваемого толчками.
III. Третья октава
Примечания
-
Положение головы (в мэри) может слегка меняться от флейты к флейте
-
Как уже отмечалось, повторение ноты осуществляется ударом по отверстию #3
Примечания
-
Положение головы (в мэри) может слегка меняться от флейты к флейте
-
Обе ноты Ми-бемоль повторяются с помощью отверстия #3, сан-но-ХА иногда с помощью отверстий #2 или #4; ён-но-ХА часто повторяется при помощи отверстия #4
Еще распространённые ноты Дай-Кан
Примечания
-
Символы дай кан (大甲) иногда встречаются справа от ноты
-
Аппликатура может значительно отличаться от флейты к флейте
-
Отметим, что в альтернативной аппликатуре для РЭ отверстие #4 частично приоткрывается сверху, а не снизу
-
ЦУ повторяется за счет удара по отверстию #2, РЭ - #4, #3,#2 или (очень редко) #1. Если в хонкёку нет никаких дополнительных отметок, то используйте для повтора отверстие #3
-
Для самых высоких нот нет стандартной аппликатуры для повтора
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Андрей, спасибо за статью и,