Вы здесь

Аватар пользователя gwen
Опубликовано чт, 08/04/2016 - 01:19 пользователем gwen
Версия для печати

Ну вот, собственно. Летняя Школа закончилась, да здравствует Летьняя Школа. Как обычно, небольшой рассказ о том, что там было.

 

Учителя и стили

KEISUKE ZENYŌJI, Япония – репертуар Kinpū-ryū Nezasa-ha и Kinko-ryū sankyoku

KAORU KAKIZAKAI, Япония – honkyoku стиля Kokusai Shakuhachi Kenshukan (KSK), наследие Yokoyama Katsuya

GUNNAR JINMEI LINDER, Швеция – Chikumeisha Kinko-ryu honkyoku

KIKU DAY, Дания – Zensabo honkyoku, minyo, класс сякухати и медитация

JIM FRANKLIN, Германия – Chikuho-ryu honkyoku, сякухати в электронной обработке

VÉRONIQUE PIRON, Франция – shinkyoku и min’yo

JEAN-FRANÇOIS SUIZAN LAGROST, Франция – Tozan-ryu honkyoku

MICHAEL SOUMEI COXALL, Великобритания – Chikumeisha Kinko-ryū sankyoku

DAVID HUGHES, Великобритания – min’yō

MIEKO MIYAZAKI, Франция и KEIKO KITAMURA, Великобритания – партии кото и сямисена, вокал для sankyoku и других стилей

JOSÉ SEIZAN VARGAS, Испания – семинары по изготовлению и ремонту джинаши сякухати

VIKA KLEIMAN, Испания – класс телесных практик в приложении к сякухати

RAMON HUMET, Испания – современная композиция для сякухати, класс введения в сякухати

HORACIO CURTI, Испания – класс ежедневных практик

 

Стили и пьесы

CHIKUHO HONKYOKU ELEMENTARY: Takiochi

KINKO HONKYOKU INTERMEDIATE: Sayama Sugagaki keiko

KINKO HONKYOKU ADVANCED: Ginryū Kokū keiko, Ginryū Kokū renkan keiko

KSK HONKYOKU ELEMENTARY: Tamuke, Sanya (3 Valleys)

KSK HONKYOKU INTERMEDIATE/ADVANCED: Sokkan, Reibo

NEZASA-HA ELEMENTARY: Shirabe

NEZASA-HA INTERMEDIATE/ADVANCED: Sanya Seiran

TOZAN ELEMENTARY/INTERMEDIATE: Haru Kaze

TOZAN INTERMEDIATE/ADVANCED: Asa Kaze

ZENSABO ELEMENTARY / INTERMEDIATE: Hifumi-chō Hachigaeshi

SANKYOKU ELEMENTARY: Kurokami, Tsuru no Koe, Shin Takasago

SANKYOKU INTERMEDIATE: Keshi no Hana

SANKYOKU ADVANCED: Sasa no Tsuyu

MIN’YO SESSION 1: Aneko Mo Sa, Hōhai Bushi, Miyagi Nagamochi Uta

MIN’YO SESSION 2: Akita Obako, Itsuki no Komoriuta, Nambu Ushioi Uta

MEDITATION & SHAKUHACHI: Shingetsu, So-Shingetsu

 

КОНЦЕРТЫ

1) 28.07.2016 – OPEN MIC

Выступления участников, любые пьесы, которыми они хотят поделиться.

2) 29.07.2016 – MASTERS OF JAPANESE MUSIC IN THE CLOISTERS

Концерт учителей в монастыре, Monastery of Pedralbes.

3) 30.07.2016 – SHAKUHACHI NEW VOICES

Концерт «Новые голоса». Выступающие были предварительно отобраны по присланным аудиозаписям. Тут мне больше всего понравились выступления Маркуса Гюэ (Markus Guhe)с пьесой Koden Sugomori (KSK Honkyoku) и Нины Хаарер (Nina Haarer) с пьесой Rokudan в сопровождении кото (переложение для стиля Chkuho).

4) 31.07.2016 – FAREWELL CONCERT

Заключительный концерт учеников, исполнение пьес, которые изучали во время Школы.

 

В этот раз в программе Школы была возможность взять один получасовой индивидуальный урок с учителем. Я попросила, конечно же, урок с Kaoru Kakizakai, разбирали Tamuke, очень полезно.

 

Из остальных курсов я взяла:

- уроки Keisuke Zenyoji, пьеса Shirabe. Это стиль Nezasa-ha, во время урока сенсей часто ссылался и проводил сравнение с Kinko, я не поняла, почему – он говорил по-японски, на английский переводила девочка-японка, и у меня впечатление, что перевод был не всегда полный и корректный. Ну или это я тормоз, что также вполне себе возможно.

- все уроки Kaoru Kakizakai. Тут без вариантов. KSK Honkyoku – наше всё. Пьеса Tamuke идет у сенсея как элементарный уровень. На уровне intermediate / advanced разбирали Sokkan и Reibo, новая для меня длинная сложная пьеса.

- урок Kiku Day (пьеса Hifumi-cho Hachigaeshi),

- по утрам классы медитации с Kiku Day. Помимо прочего, Kiku показала упражнение для диафрагмы – резкими толчками как бы вбрасывать живот внутрь, сериями по несколько таких движений, прокачивается мышца и повышается ее управляемость, и вообще это можно делать одновременно с игрой на флейте как прием.

- класс body awareness с Vika Kleiman,

- класс daily practice с Horacio Curti.

 

Как обычно, было годовое собрание Европейского Сообщества Сякухати (ESS, European Shakuhachi Society), рассказали, что случилось (и не случилось) за год. Следующая Летняя Школа в 2017 году планируется в Лондоне, также говорили предположительно про 2018 год – возможно, Швеция, Стокгольм, была также идея про Лиссабон.

К слову, сейчас в ESS 65 участников. Участники платят годовой взнос в размере 20 евро, это дает им скидки при оплате участия в каждой Летней Школе, всем участникам рассылают регулярный информационный бюллетень о том, что происходит и планируется в мире сякухати в Европе. Планируются и другие приятные и полезные штуки для участников ESS, но они пока не анонсированы точно.

 

 

Разрозненные кусочки-почеркушки

 

- чем отличается музыка honkyoku от современной музыки для сякухати?

- (ответ Kaoru Kakizakai) музыка honkyoku прошла через годы и века, ее передавали от человека к человеку, при передаче неизбежно происходило некоторое искажение, и то, что мы играем сейчас – это не исходная, не первоначальная версия. Современная музыка – это всегда первая версия, ее еще никто никому не передавал, и мы не знаем, переживет ли эта музыка такую передачу (улыбается).

 

Дуйте RO! На сайте Kaoru Kakizakai выложены записи его Robuki, по 10 минут на четырех разных флейтах, точно есть 1.8 и 2.4. Можно дуть вместе с ним.

 

Take a risk. Выходите за пределы привычного, раскачивайте границы – громкость и тишина, акценты, взрывной вход, любые факторы. Это исследование звука.

To find a way to transfer a burden into enjoyment and then go further. To make it mine, to achieve stability in what you took a risk earlier.

 

Слушать записи мастеров не для удовольствия, а для анализа – что он вот тут сделал с громкостью, и как он вот тут поменял тон или окраску звука, и так далее. Легко скатиться снова в удовольствие – ах, как классно играет! – но сделайте усилие и останьтесь в режиме анализа.

 

Упражнение – замэривать ноту (например, RE) глубоко, до TSU и даже до RO, насколько возможно. На практике в пьесах мы почти никогда это не используем, но ваш амбушюр многому научится из этого упражнения, наяши будет лучше, и мери будет лучше.

 

ВАЖНО! После мери важно вернуться точно в ту ноту, из которой ты в мери уходил. Если не возвращаться, то звук выходит плоский и никакой. Следите за этим.

 

Переход из Otsu в Kan – как вариант – поменять направление струи воздуха в вертикальной плоскости, не зажимая губы в камень. Менять высоту ноты, не меняя угол наклона флейты. Это тренировка амбушюра.

 

Мери – это когда мы уменьшаем просвет канала флейты. Кари – когда мы его увеличиваем. Кари можно делать движением головы не вверх, а вбок, немного в диагональ. Впрочем, мери тоже можно делать вбок и в диагональ.

 

Основной критерий правильности – красивый звук. Вы можете найти собственные приемы, главное, чтобы был красивый звук. Нотная запись – это всего лишь памятная записка о том, как играть. Сегодня я сыграл вот так, и записал. А завтра я сыграл вот так, и мне понравилось больше, и я тоже записал. Нотная запись – не абсолют. Она нужна, и ей нужно следовать, но если у вас есть только она, вы не сыграете пьесу. Слушайте своего учителя, слушайте записи Yokoyama Katsuya, находите свои способы и варианты и выбирайте лучшие.

 

 

Упс. Что-то с форматированием, bold повылезал откуда-то, не знаю, как поправить. На смысл не влияет, ну да и пусть.

---------------------------------------------------------

Делай, что должно, и будь что будет.

Спасибо. Очень интересно.

вопрос возник: какой уровень желателен для участия в подобных мероприятиях для получения оптимального результата? я так понимаю, что желательно уметь играть разбираемые пьесы хоть как-то.

Уровень может быть самый начинающий, когда челочек только взял в руки инструмент. На занятиях для такого уровня дают основы звукоизвлечения, понятия otsu, kan, meri, kari. На заключительном концерте учеников группа начинающих также выступает и исполняет пьесу, которую учили на протяжении четырех дней школы.

В этот раз было даже вот что. Для помощи в проведении Школы организаторы привлеклт четырех волонтеров, это были просто молодые ребята-барселонцы, которые про флейту раньше вообще не слышали. Доя них тоже устроили занятия, и на финальном концерте они сыграли совсм простую народную мелодию :)

Если в целом про уровни там - это beginners, elementary, intermediate, advanced. Можно переходить в другие классы, если оказалось, что уровень слишком сложен или слишком прост. Расписание занятий, пьесы, какие пьесы для какого уровня будут преподавать - всю информацию участники получают до начала Школы и могут заранее определиться, в какие классы пойдут. Все очеь понятно и дружелюбно.

---------------------------------------------------------

Делай, что должно, и будь что будет.

Ну и про пьесы.

Вопрос в том, что вы понимаете под оптимальным результатом для себя.

Как я писала, ноты участники получают заранее, так что есть время заранее на них взглянуть. Необязательно до начала Школы уже уметь исполнять пьесу. Часть учеников, не относя себя к какому-то одному стилю, пробует разные стили, Tozan, Min'yo, Nezasa-ha и так далее. Пробуют и определяются - а дальше, за пределами Школы, я буду играть что-то в этом стиле? Школа - это всего четыре дня. Вопрос в том, что вы будете делать дальше с тем, что получили на Школе.

На разных Школах я заглядывала на уроки Kinko и Nezasa-ha, пьесы этих стлей почти не играла перед этим. Было любопытно, да, но моей любовью остается KSK Honkyoku и максимум моих усилий и внимания будет именно здесь.

Результат Школы - это не что-то застывшее, а то, с чем вы пойдете дальше.

 

---------------------------------------------------------

Делай, что должно, и будь что будет.

Да, еще вспомнила, вдогонку. О том, почему сенсеи не приветсвуют хаотичное направо и налево распространение нотных записей (notations). Помните там, выше я процитировала - "если у тебя есть только notation, ты не сыграешь пьесу"? Чтобы сыграть пьесу, у тебя долдна быть notation И ты должен заниматься с учителем, который покажет тебе, что стоит ЗА значками в notation. Иначе ты играешь что-то другое и называешь это "музыка сякухати, например, KSK Honkyoku, lineage Yokoyama Katsuya". Но это не оно, и ты вводишь людей, слушающих тебя, в заблуждение. Вопрос бесконтрольного распространения нот - это не столько вопрос авторского права в его юридическом понимании, а вопрос искажения, когда под названием "музыка сякухати" передается другим людям то, что ею не является.

Впрямую вопрос о распрострении notatons сенсеям не задавали, эта тема прошла в разговоре на другую тему.

На это, могут быть возражения типа: в интернете масса материалов, бери и учись, на ютьюбе масса роликов, слушай и копируй, весь мир твой учитель, большой дзен вокруг нас, у первых монахов, игравших на флейтах, не было учителей, давайте будем как первые монахи и все такое. Это просто другая позиция, и Каору Какизакаи сенсей с ней не согласен. 

---------------------------------------------------------

Делай, что должно, и будь что будет.