Флейта сякухати из ПВХ
Автор: пользователь Ostrou
Введение
Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.
Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам, они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.
Начало
Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души!!! Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения (Komuso) меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ. «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.
Практика?
Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.
Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.
Порывшись в инете, нашел много разных рекомендаций и калькуляторов для расчетов, но все они страдали неточностью, некоторые откровенно противоречили подобным себе.
Теория
Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.
Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.
Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?
Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы Komuso, кому я премного благодарен!
Среди рекомендуемых сайтов для посещения был сайтик http://www.Navaching.com автор которого уже провел довольно подробное исследование этих вопросов и делился своими наработками. Хоть сайт и англоязычный, но маломальское знание языка позволяет разобраться в приводимых там материалах. Рекомендую обратиться именно к ним за более широкими и подробными познаниями. А я хочу поделиться чистейшей практикой изготовления флейт из ПВХ по подобию и образу флейты Сякухати на основе этих материалов.
В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.
Расчёты
В моем EXCEL калькуляторе можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (http://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ.
Длина флейты
Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты.
Для вычисления длинны флейты под нужную тональность необходимо знать частоту базовой ноты. Частоту базовой ноты можно определить по таблице "ноты-частоты". Например. Нам нужна флейта в тональности D(Рэ), в таблице находим частоту этой ноты 293.67 Гц.
Автор http://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны флейты к внутреннему диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. Звук при этом более яркий, чистый и устойчивый. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR.
Калькулятор точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй!
Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит частота, чистота, сила звука. Чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы!
Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать.
От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии).
Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.
ВНИМАНИЕ. Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.
Утагучи
В калькуляторе вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи и тогда угол станет более острым, но глубину нужно сохранить. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол.
Изготовление
Итак, с расчетами покончено, все необходимые размеры есть, приступаем.
1. Отрезаем аккуратно кусок трубы нужной длинны, плюс 1мм для компенсации после обработки кромок (если труба резалась ножовкой). Выравниваем кромки грубым напильником, затем наждачной бумагой малой зернистости доводим заготовку до базовой длинны.
2. Проводим карандашом две противоположные осевые линии вдоль ствола будущей флейты для разметки отверстий. Отмеряем местоположение отверстий от вершины (будущего утагучи).
Настоятельно рекомендую, при изготовлении флейты, соблюдение всех размеров и длин с точностью не менее 0,5мм!!!
3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску.
4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. Для уменьшения присвистов край утагучи лучше сделать туповатым (потереть нулевкой). В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть.
5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления.
6. В декоративных целях флейту можно украсить обвязкой.
Некоторые образцы флейт
Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси; Образчик звука
2. Флейта "2.3" тональности А(Ля) со стандартным строем Минье; Образчик звука
3. Флейта "2.2" тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия; Образчик звука
4. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. Образчик звука
Флейта "2.9" тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука
Удачного изготовления и приятной игры!!!
P.S.
Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит!!! ;-) Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте!!!
Подарочные экземпляры
Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта "2.0" тональности С(До) со стандартным строем Минье. Образчик звука
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Перенес калькулятор из xls в
Спасибо!
Ребята, у вас из таблицы в